Как выбрать велосипед

Вы смотрите на велосипедистов и тоже хотите кататься, но начать крутить педали пока не решаетесь? Эта статья поможет вам правильно выбрать велосипед и научит им пользоваться. Вы узнаете, на что обратить внимание при покупке, сколько экипировки нужно для комфортной езды и как вести себя на дороге, чтобы добраться из пункта А в пункт Б невредимым.

Зачем покупать велосипед

Сэкономить на бензине. Ездить на велосипеде выгодно, если вы живёте не дальше 20 км от работы. Неспортивный человек без особого труда преодолеет это расстояние за час.

Езда на велосипеде сэкономит ваши деньги. Средний седан расходует 8–9 литров на 100 километров пути по городу. Учитывая пробки и расстояние по 30–40 километров в день, экономия составит от 4 до 5 тысяч рублей ежемесячно.

Укрепить здоровье. При езде на велосипеде нагрузку получают все мышцы, а усилие распределяется равномерно. Это значит, что вы не превратитесь в качка, если будете проезжать по 30 км в день, но получите хорошую тренировку для сердца и сгоните лишний вес.

Езда на велосипеде в 4 раза полезней ходьбы и в 2 раза эффективней бега. За час езды со средней скоростью (16–20 км/ч) организм сожжёт 1 440 ккал. При беге в высоком темпе (8–9 км/ч) за это же время вы избавитесь от 800 ккал.


Какой велосипед купить

Для ежедневной езды дорогой спортивный велосипед не нужен, выбирайте дорожный либо горный. Дорожные велосипеды сделаны для города. Кататься по пересечённой местности на них неудобно, а получить нужную для тренировки нагрузку непросто.

Если вы планируете кататься часто, быстро и долго, выбирайте универсальный горный байк. Мощный велосипед с большим количеством передач и послушными тормозами позволяет лавировать в пробках и передвигаться достаточно быстро, чтобы успеть на работу вовремя и сжечь ненужные калории.


Дорожные велосипеды

Обычные дорожные велосипеды предназначены для неспешной езды по городу, где есть ровный асфальт, или по просёлочной дороге. Они могут быть складными и нескладнымиженскими и мужскими, классическими и дизайнерскими.

Их объединяет удобная вертикальная посадка, лёгкий ход и полноценные крылья, которые защитят офисный костюм от грязи, даже если вы поехали на работу сразу после дождя.

Горные велосипеды

В горных велосипедах много особенностей конструкции, поэтому выбрать его труднее, чем дорожный. Нужно определиться, сколько амортизаторов должно быть, надо ли ставить дисковые тормоза, тратиться на карбоновую раму и несколько десятков скоростей.

О том, как подобрать комплектацию велосипеда, читайте ниже. Но сначала узнайте свой размер.


Как выбрать велосипед по росту

Размер велосипеда соответствует длине подседельной трубки в дюймах. Измерьте свой рост и воспользуйтесь таблицей, чтобы выбрать размер.


Рост велосипедиста
145–155 147–157 150–160 155–165 160–175 165–180 175–185 180–190 183–193 185–195 190–200 195–210
13″ 14″ 15″ 16″ 17″ 18″ 19″ 20″ 21″ 22″ 23″ 24″
Длина подседельной трубки

Как разобраться в конструкции

Рама

Рамы бывают из стали, алюминиевого сплава и карбона. От материала зависит цена, прочность и масса велосипеда.

Надёжная и недорогая сталь отлично гасит вибрации, поэтому велосипеды на стальной раме комфортны. Из минусов — вес и вероятность появления ржавчины при долгой или неаккуратной эксплуатации.

Лёгкий алюминий — самый распространённый материал рамы. На таком велосипеде можно без больших усилий разгоняться и заезжать в горки. Кроме того, алюминиевая рама подвержена коррозии меньше, чем стальная.

Дорогие карбоновые рамы — выбор профессиональных спортсменов. Велосипед из карбона очень мало весит, но не выдерживает ударных нагрузок и поэтому не подходит новичкам.


Рама из стали

Рама из алюминия

Рама из карбона


Амортизаторы

Передние и задние амортизаторы выполняют ту же функцию, что и на автомобилях, — смягчают неровности дороги.

Велосипедисты много спорят о необходимости пружины под седлом. С одной стороны, задний амортизатор обеспечивает управляемость и комфорт. С другой, пружины поглощают часть сил велосипедиста. Хотите быть более эффективными на подъёмах — откажитесь от заднего амортизатора.

Ободья

От конструкции колёс зависит их долговечность и масса велосипеда. Однослойные ободья — лёгкие, но более хрупкие, чем колёса с двумя слоями. Однослойный легко погнуть, получив восьмёрку. А вот выправить его — трудно.

Двухслойный обод выдерживает большую нагрузку. Если ваш вес больше 80 килограммов или в вашем городе много бордюров, на которые вам придётся заезжать, выбирайте усиленное колесо.

Тормоза

Преимущества дисковых и V-образных тормозов — ещё один предмет споров в велосообществах. В первых колодки сжимают тормозной диск на втулке колеса. Во вторых они соприкасаются непосредственно с ободом.


Дисковые тормоза

Ободные тормоза (V-brake)


Скорости



Скорость, или передача, — это комбинация ведущей и ведомой звезды велосипедной трансмиссии. Разные скорости помогают держать ровной частоту вращения педалей (каденс) на различной местности. Безопасный для человека показатель — 80–110 оборотов в минуту. Такая частота не даёт жидкости в коленном суставе загущаться, но не перенапрягает ногу. Следить за каденсом можно с любого велокомпьютера.

При подъёме в гору переключение скорости помогает снизить усилие и выровнять каденс. То есть если вы планируете преодолевать крутые горки, выбирайте велосипед с большим количеством скоростей.


Предотвратить износ переключателей и цепи помогут следующие правила:

  1. Переключайте скорости только во время движения.
  2. Уменьшайте усилие на педали, когда переключаете скорость.
  3. Выбирайте передачу перед подъёмом и не переключайте скорость при движении в крутую гору.
  4. Переходите на нужную скорость постепенно, не бросая переключатель на несколько позиций сразу.
  5. Не допускайте перекоса цепи, используйте схему оптимальных передач.


Что должно быть у велосипедиста

В багажнике опытного автомобилиста всегда есть необходимые принадлежности: домкрат, запасное колесо, ключи и другие вещи, которые помогут добраться до сервиса в случае поломки.

С велосипедом всё точно так же — вот список must-have экипировки и принадлежностей. Берите их с собой в каждую поездку, тогда вы будете готовы к любой ситуации.


Шлем. Велошлем правильного размера не стесняет движений и не мешает обзору. Несмотря на то, что правила дорожного движения никак не обязывают велосипедистов носить шлем, надевайте его всегда, чтобы не травмироваться при случайном падении.

Перчатки. Велоперчатки спасут от болезненных мозолей, которые гарантированно появятся после первой же поездки с голыми руками.

Велосумка. Поможет взять с собой всё необходимое.

Фляга и держатель фляги. Вода нужна всегда, физическая нагрузка выводит влагу из организма. Держатель фляги позволяет везти обычную бутылку.

Велосипедный насос и ремкомплект. Понадобятся для быстрого ремонта пробитого колеса. Если боитесь безнадёжных проколов, купите также запасную камеру и монтажку для перебортовки колеса.

Набор ключей. Набор стандартных шестигранников подходит для большинства современных велосипедов. Такими ключами вы подтянете седло, руль, снимете колесо и отрегулируете тормоза.

Замок цепи и выжимка. Нужны для ремонта порванной цепи.

Велокомпьютер. Устройство отслеживает скорость, каденс, время и другие велосипедные параметры.



Правила дорожного движения для велосипедистов


Законодательство РФ определяет велосипед как транспортное средство. Ездить на нём по дорогам общего пользования можно, если байк технически исправен и оборудован звуковым сигналом и светоотражателями (спереди — белый, сзади — красный, по бокам — жёлтые).

Если вы старше 14 лет, ездить нужно по правой стороне проезжей части, велосипедной или велопешеходной дорожке. Ехать по тротуару разрешено, если специальной дорожки нет, а двигаться по автодороге невозможно. Например, когда она закрыта припаркованной техникой.

Что запрещено велосипедисту

  • Отпускать руки с руля, держаться за руль одной рукой.
  • Перевозить грузы, выступающие больше чем на полметра.
  • Перевозить пассажиров без кресла.
  • Поворачивать налево и разворачиваться на дорогах
    с более чем одной полосой в направлении движения.
  • Ехать на велосипеде по пешеходному переходу.
  • Ехать по автомагистрали.
  • Буксировать другой велосипед.

Обслуживание велосипеда


Через месяц после покупки велосипед должен пройти первое техническое обслуживание. Лучше всего это делать в сервисном центре или у знающего человека. Повторное ТО проводят перед зимой, в конце велосезона.


Что надо сделать на первом ТО

  • Устранить возникшие люфты.
  • Отрегулировать тормоза.
  • Проверить восьмёрки и подтянуть спицы.
  • Донастроить трансмиссию.

Что надо сделать перед зимой

  • Полностью помыть велосипед.
  • Смазать подшипники и трансмиссию.
  • Спустить колёса.
  • Устранить люфты и отрегулировать тормоза.

Между сезонами велосипед нельзя хранить в холодном или сыром помещении. Лучше всего подходит отапливаемый гараж или остеклённый балкон. Если вы будете хранить велосипед дома, снимите колёса — это поможет сэкономить пространство и вместить велосипед в шкаф.


ВЫВОДЫ

  1. Велосипед экономит ваши деньги, укрепляет здоровье и даёт возможность увидеть места, до которых вы не могли добраться раньше.
  2. Дороги в городах России не всегда идеально ровные. Чтобы не бояться ям и поребриков, выбирайте горный велосипед.
  3. Подбирайте размер по росту.
  4. Обдумайте, где хотите кататься. Это поможет вам не переплачивать за ненужные конструктивные элементы.
  5. Экипируйтесь. Первый пункт в списке must-have — шлем.
  6. Ремонтный набор для шин, простой насос и комплект для ремонта цепи помогут быстро починить велосипед прямо в поездке.
  7. Соблюдайте правила дорожного движения, не катайтесь без рук.